Шелковый Путь - Смоленск

Мир, где все вместе!

8-951-708-0880
8-951-709-1010
  Главная  ›  Мы гордимся!  ›  Выдающиеся люди Узбекистана

ПОДВИГ СЕМЬИ ШАМАХМУДОВЫХ

Здесь каждый клочок земли - живое сказание о былом, каждое старое дерево связано с какой-либо притчей, каждый квартал и махалля хранят свою легенду. Воистину неповторим город, где явь оказывается чудесней всяких сказок. Ташкент - город на границе земледельческих оазисов Средней Азии и бескрайних евразийских степей существует уже более двух тысяч лет. Размеренная жизнь улиц, стройные тополя и развесистые чинары, седобородые старики в халатах, женщины в шароварах, сидящие на остановках. Не на лавочках, а рядом на тротуаре.

Тенистая прохлада аллей, зной площадей и новых районов, трущобы окраин, ослы, запряженные в повозки, сидящий в чайханах народ с утра до вечера, азиатский говор и национальная музыка. Бесконечные поля хлопчатника, глинобитные дома и ограды дворов, в которых всегда, несмотря на жару, прохладно и пахнет водой. Деревья абрикосов дающих хорошую тень. Ива, верба, склонившаяся над арыками и каналами оросительной системы.

Сама же земля особая, Азиатская, выжженная, потресканная, сожженная солнцем. Именно эта земля взрастила таких великих людей, чьи имена теперь известны во всем мире - Улугбек, Алишер Навои, Бируни. Они по праву занимают самые высокие места в «лестнице истории Узбекистана». Но мало кому известна фамилия узбекского кузнеца Шамахмудова который сделал воистину героический подвиг во время Великой Отечественной Войны.

За годы войны  можно было видеть на железнодорожных станциях, на рельсовых путях длинные цепи вагонов, из окон которых выглядывали только дети, -   множество белокурых, темных и золотисто-красных головок в каждом окне. Издалека эти поезда казались веселыми. Дети - всегда дети. Детские вагоны полны шума и суеты, полны какого-то нетерпеливого ожидания. Маленькие пассажиры кого-то зовут, кому-то машут руками, выскакивают на  площадки, высовываются из окон.

Но если приглядеться к каждому ребенку в отдельности, нельзя не заметить, что многие из этих шести - семилетних путешественников перестали быть детьми, оставили свое детство где-то далеко - там, где сгорели их дома, где у них на глазах были убиты их отцы и матери. С такими детьми нелегко заговорить. Страшно  разбудить в них память, которая вновь заставит их пережить то, что не по силам  перенести  и взрослому.

Детей увозят от войны в края, куда не долетают самые мощные самолеты врага, где земля не вздрагивает от взрывов фугасных бомб и артиллерийских снарядов, где дома стоят совершенно целые и невредимые, со всеми стеклами в окошках и вечером за этими стеклами беспечно зажигается свет. По нынешним временам даже трудно себе представить, что есть такие края. Дети едут туда, веря и не веря рассказам взрослых. А в этих сказочных краях их ждут. Освобождают для  них, достраивают и приводят в порядок просторные дома.

Тысячи детей найдут приют в этих домах. Но многие из ребят растекутся по  городам и деревням, попадут в семьи  врачей, учителей, кузнецов, колхозников. И эти семьи станут для них родными. В Ташкенте нашли приют сотни тысяч детей-сирот, потерявших родителей во второй мировой воине. Яркий пример тому: семья кузнеца Шамахмудова - патронатная семья, усыновившая в годы войны 15 осиротевших детей. В начале войны Шаахмед (упрощенное – Ахмед) Шамахмудов (1890-1970) и его жена Бахри Акрамова (р. 1903) работали кузнецами в артели им. Тельмана.

В городе было создано до 20 госпиталей (7650 коек). Шефство над раненными и больными воинами Советской Армии держали коллективы фабрик, заводов, учреждений, санитарные дружины, учащиеся школ и курсов медсестер, деятели литературы и искусства. Городской Совет депутатов трудящихся проводил большую работу по оказанию помощи семьям военнослужащих.

Для размещения прибывающих в Ташкент детских домов и групп детей предоставлялись лучшие помещения города. Дети – сироты брались на специальный учет, подростки направлялись в школы фабрично-заводского ученичества, ремесленные и железнодорожные училища с последующим направлением на работу. Комиссия Горисполкома по оказанию помощи детям вела среди населения города сбор денежных средств, детской одежды. По призыву женщин Ташкента началось массовое движение по усыновлению эвакуированных детей, тысячи жителей последовали этому призыву.

В плодоносном Советском Узбекистане, где почти круглый год что-нибудь цветет и зреет, семья Шамахмудовых взяла на воспитание детей – сирот разных национальностей. Среди них были русский, белорус, молдаванин, латыш, казах, татарин и др. Шамахмудовы окружили обездоленных ребят заботой и любовью, обучали, воспитывали и вырастили всех достойными гражданами нашей страны.

За один 1943 год пожилой кузнец Шамахмудов стал отцом четверых детей. И дети у него все  разных национальностей и разных фамилий: Рая Мальцева - белоруска, Малика Исламова - татарка, Володя Урусов русский, а  четвертый сын  кузнеца - безымянны двухлетний мальчик неизвестного происхождения. Шамахмудов сам дал ему  имя  -  Ногмат, что значит «дар». Весть о большой семье кузнеца  Шамахмудова разнеслась по всему СССР дошла и до фронта. Ахмед получил письмо и денежный перевод с передовых позиций.

Старший лейтенант Левицкий прислал ему несколько сот рублей - большую часть того, что получает в месяц командир его звания - и  обещал посылать столько же ежемесячно до тех пор, пока будет жив. Ему хочется помочь Ахмеду хоть чем-нибудь в воспитании детей. Ахмед не знал, как поступить с деньгами. Всех детей он уже привык считать своими, а брать у кого-то деньги на то, чтобы кормить и одевать свою семью, ему казалось странным. Отказать же хорошему человеку он тоже не хотел - зачем обижать его! Ахмед Шамахмудов подумал и взял на воспитание еще одного сына -украинца Саню Брынина.

У Сани - два приемных отца: узбекский кузнец, которого  он только что увидел, и русский лейтенант, которого он, может быть, не увидит никогда. У этого русского лейтенанта были и свои дети. Теперь их нет - их совсем недавно убили немцы. Человек, так жестоко и бессмысленно ограбленный, сохраняет в душе только большие простые чувства. Эти чувства - любовь и ненависть. Они тесно переплетаются между собой и питают друг друга. Лейтенанту Левицкому не нужно было видеть своего маленького  приемного сына, чтобы отдать ему нерастраченную  нежность, чтобы по первому порыву взять на себя заботу о нем.

После землетрясения 1966 года Шамахмудовы приняли семью оставшуюся без крова. Ахмед-ака призвал всех на хашар (Хашар - добровольная трудовая помощь людей.) – строить новый Ташкент. И таких семей тогда было немало. Семья Шамахмудовых награждена орденом «Знак  Почета», Б. Акрамова также удостоена звания «Мать-героиня». Шамахмудовы явились прототипами главных героев романа Рахмата Файзи «Его величество Человек», художественного кинофильма «Ты не сирота». Фильм «Ты не сирота» в 1964 году в Ленинграде на кинофестивале получил премию за лучший сценарий (Р. Файзи).

В 1972 году фильм «Ты не сирота» реж. АББАСОВ Ш. С. становится - лауреатом премии Ленинского комсомола Узбекистана. Спустя 2 года лауреатом Государственной премии Узбекской ССР им. Хамзы. Именем  Шамахмудова названа одна из улиц Ташкента. В 1982 году, 26 мая - установлен монумент Дружбы народов. Скульптор Д.Б. Рябичев, архитекторы Л.Т. Адамов, С.Р. Адылов. Монумент символизирует подвиг ташкентской семьи Шамахмудовых, усыновивших в годы Великой Отечественной войны 15 осиротевших детей из разных республик СССР.

В центре монумента расположена скульптурная композиция, запечатлевшая семью кузнеца Шамахмудова. Над скульптурной группой поднимаются 5 высоких стел, схваченных поверху кольцом, на которых отчеканены гербы союзных республик. Венчает сооружение Герб СССР. На протяжении многих десятилетий люди чуть ли не на всей вашей планете лишены самых простых и самых драгоценных своих прав. Им мешают любить, создавать семью, воспитывать детей, возводить дома и города, заниматься наукой, путешествовать, строить планы будущего.

Люди перестали  верить  в  прочность своего дома, своей семьи, своей собственной жизни. И чем дороже нам прелесть земного бытия во всем его разнообразии, чем сильнее мы любим  жизнь, тем глубже ненавидим мы смертоносную машину, работающую день и ночь для ограбления, уничтожения и порабощения человека. В наши дни у нас нет и не может  быть других  желаний,  кроме  желания остановить и уничтожить эту машину, кромсающую жизнь.

Забота о подрастающем поколении после обретения независимости стала одним из важнейших направлений политики руководства Узбекистана. 

ПОДВИГ СЕМЬИ ШАМАХМУДОВЫХ НЕ БЫЛ НАПРАСНЫМ!

Абу Али ибн-Сина. Звезда Востока

Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина (латинизированное – Авиценна) (Avicenna) (ок. 980 – 1037). Персидский ученый, философ, врач, поэт, музыкант, математик, представитель восточного аристотелизма.

Ибн-Сина был ученым-энциклопедистом. Его научное наследие весьма обширно и охватывает все отрасли знания того времени: философию, логику, музыку, поэтику, языкознание, медицину, математику, астрономию, химию, биологию, геологию, и другие. Ибн-Сина негативно относился к астрологии, алхимии и магии.

Через 100 с небольшим лет после его смерти по приказу религиозных фанатиков в Багдаде на главной площади сожгут философские книги Ибн-Сины, а еще через несколько сотен лет в Европе после изобретения печатного станка сразу после Библии напечатают огромные пять томов “Канона врачебной науки”.

Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина родился в сентябре 960 года в небольшом селении Афшана близ Бухар своей биографии Ибн-Сина писал: “Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване – канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в окрестностях Бухары.

Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в жены мою мать по имени Ситара – звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат.” Ибн-Сина принадлежал к населению Средней Азии, говорившему на языке фарси-дари. На этом языке он писал короткие стихи – четверостишья “для отдохновения души…”Отцу Ибн-Сины Абдаллаху и его жене нравилось имя Хусейн.

Ими давно было решено назвать первого сына Хусейном, но в благородных домах нужно было дать сыну и кунью – почетное прозвище. “У моего мальчика обязательно будет свой сын, смеялся Абдаллах. Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну Али. Кунья будет Абу Али”.

Откуда было знать Абдаллаху, что напрасно он выдумал эту , затею со вторым именем. Не будет у Хусейна сына, и семьи у него своей не будет. А станет скитаться он всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю. Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень рано.

Не имея еще 12 лет от роду , Ибн-Сина , согласно традиции , занялся ее изучением по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. “Затем я пристрастился к науке врачевания , – говорится в автобиографии , – и стал читать книги посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук , и , конечно , я преуспел в ней в кратчайшее время так , что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных , и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления . что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет”.

Изучал медицину ибн-Сина под руководством Абу-л-Мансура Камари , известного бухарского медика , автора ряда научных трудов. Обучение у Камари продолжалось не долго. ибн-Сина быстро начинает заниматься самостоятельной практикой и вскоре становится настолько известным врачом , что его приглашают во дворец для лечения тяжело заболевшего эмира Бухары Нуха ибн-Мансура.

В автобиографии Ибн-Сина вспоминает : “Однажды эмир заболел и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно . и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему”. Чем болел эмир Бухары , и как его лечил Ибн-Сина , точно не известно.

Известно лишь , что лечение помогло , и Нух ибн-Мансур благополучно правил Бухарой еще год. Известно также , что в благодарность за излечение Ибн-Сина получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов. Бухарская библиотека – одно из крупнейших собраний книг того времени. Сам ибн-Сина считал работу в Бухарской библиотеке важнейшим этапом в своей жизни. Здесь завершилось его образование и началось самостоятельное творчество. Библиотекой Саманидов Ибн-Сина пользовался несколько лет.

Возможно , именно во время работы в Бухарской библиотеке у него зародилась идея создать обобщающий труд по медицине , где можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками , а также указание на то , отчего она возникает и как ее можно излечить. Для этой цели Ибн-Сина делал необходимые выписки из различных книг, а затем периодически обобщал их.

Произведения Авиценны. К кругу мистических произведений ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении». Опытный хирург, ибн Сина дал подробное анатомическое описание человека, но особый его вклад состоял в исследовании и описании деятельности головного мозга.

1.«Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.

2. «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»). 3. «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.

4. «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).

5. «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).

6. «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).

7. «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений. 8.«Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.

9. «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»). «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).

10. «Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны. 11.«Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») Написанный на арабском энциклопедический труд посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. Философия. Как философ ибн Сина принадлежал к направлению «фалсафы», восточного перипатетизма.

Много сделал для выработки философского словаря на арабском и персидском языках. На фарси свои философские взгляды ибн Сина изложил в произведении «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией, значительную часть которой составляет «Книга о душе». Под названием Liber de Anima она получила известность в Европе уже в середине 12 в., когда была переведена на латинский язык Домиником Гундисальви.

В настоящее время насчитывается 50 рукописей латинского перевода, первое издание которого было осуществлено в Падуе в 1485. Ему же принадлежат стихотворения на персидском языке, большей частью в форме рубаи. До самой смерти Ибн-сина не смог вернуться на родину, скитаясь по чужбине из одного города в другой. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана.

Испытывал лишения и поднимался к вершинам власти, то становился визирем, то попадал в тюрьму, жил и в роскоши и в нищете, но не на один день не прекращал творческой и научной работы. Имущество его не один раз было разграблено, погибла его библиотека, в том числе рукопись философской энциклопедии в двадцати томах “Ал-Инсаф” (“Справедливость”). Умер Абу Али Хусейн ибн-Сина 24 июня 1037 года. Его похоронили в Хамаране (Иран), возле городской стены , но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был перевезен в Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула.

Ибн-Сина является поистине величайшим учёным, воспитавшим целую плеяду одарённых философов. Он является человеком, сочетавшим в себе две социальные роли – мудреца- наставника и государственного деятеля, тем самым, воплощая в себе идеал, возникший впервые в творческом воображении Платона. Авиценна притягивал к себе многих просвещённых людей в средневековом мусульманском мире,- идеала учёного, стоящего во главе «образцового города».

Амир Темур - Великий полководец

Обретение Узбекистаном независимости позволило восстановить историческую справедливость, возродить имена наших великих предков и их богатое наследие. Особое место в этом ряду занимает ставший символом отваги, смелости и мудрости, национальной гордости узбекского народа СахибкиранАмир Темур.

Сквозь многие века столь же ярко светит для сегодняшних поколений звезда Амира Темура, оставившего неизгладимый след в мировой истории. Его жизненный путь служит примером для молодых граждан нашей страны, которые стремятся стать его достойными наследниками.

Выдающийся полководец и политический стратег построил мощное централизованное государство в Мавераннахре, основанное на верховенстве закона и уважении к традициям. Мудрый политик, обладавший обширным кругозором и тонким аналитическим умом, Амир Темур вошел в историю, прежде всего, как созидатель. Он объединил вокруг себя лучших деятелей науки и культуры, искусных зодчих, строителей и мастеров, чьи прекрасные творения должны были служить показателем мощи государства.

Именно при нем были построены величественные памятники архитектуры, которые по сей день вызывают бесконечную гордость у наших соотечественников, большой интерес и восхищение у зарубежных гостей. Сахибкиран активно занимался и законотворческой деятельностью. В труде под названием «Уложения Темура» изложены его видение наиболее эффективного государственного устройства и основополагающие принципы управления страной.

Листая страницы трактата, нельзя не восхищаться личными качествами и волевым характером Амира Темура. Вот лишь некоторые его изречения: «Слово свое подкреплял делом и ни к кому не проявлял черствости, ни в каком деле не выказывал суровости, дабы не подвергнуться гневу. С друзьями и недругами обращался обходительно… Если кто-либо из друзей или недругов приходил ко мне с просьбой, я так обращался с друзьями, что дружба их возрастала еще более, а к врагам у меня было такое отношение, что их вражда превращалась в дружбу».

В «Уложении» также встречаем известную фразу: «Один предприимчивый, мужественный, доблестный, решительный и благоразумный человек лучше тысячи нерадивых и безвольных. Ибо один опытный лучше управляет тысячами людей». Благородные принципы нашего великого предка, положенные в основу строительства могущественного государства, справедливого общества, укрепления атмосферы великодушия и добра, обеспечения благосостояния населения сегодня превратились в основной критерий социально-экономической жизни современного Узбекистана.

По инициативе Президента Ислама Каримова в 1996 году широко отмечался 660-летний юбилей Амира Темура. Этот год в стране был назван его именем. Под эгидой ЮНЕСКО были организованы международные конференции и выставки. В Ташкенте, Самарканде и Шахрисабзе воздвигнуты памятники Сахибкирану. В нашей стране много улиц, парков и других географических объектов носят его имя.

Восстановлены и несколько раз переиздавались «Уложения Темура» как уникальный источник изучения истории национальной государственности. Накануне 675-летия Сахибкирана вышло в свет обновленное издание этой книги с предисловием главы Узбекистана. Наряду с этим, в столице Ташкенте был открыт Государственный музей истории Темуридов, являющийся неисчерпаемым кладезем духовности, хранителем древних реликвий и настоящих шедевров искусства, имеющих огромную историческую ценность.

В его фондах хранятся уникальные предметы, среди которых рукописные книги, письма, монеты, керамические, бронзовые и медные изделия, образцы декора, манускрипты, предметы этнографии, серебряные украшения и многие другие. За время существования музея были проведены многочисленные выставки, посвященные эпохе Темуридов. В их числе такие значимые экспозиции, как «Самарканд-2750», «Подарки», «Жизненный путь Амира Темура», «Ренессанс эпохи Темуридов», «Шохрухия – памятник созидательной деятельности Темуридов».

Они повествуют о различных аспектах многогранной и созидательной деятельности великого государственного деятеля, что может послужить яркой иллюстрацией для нравственного воспитания молодого поколения в духе независимости, пробуждения национального самосознания, изучения богатых традиций народа, древних ценностей, уважительного и бережного отношения к бесценному наследию предков.

Особого внимания также заслуживает тот факт, что именем Амира Темура, символизирующим для его потомков независимость и справедливость, национальную гордость и беззаветную преданность Родине, назван орден. Он занял особое место в ряду высоких государственных наград, учрежденных в нашей стране в годы независимости. За большие заслуги в укреплении государственности, развитии военного дела им награждаются граждане Узбекистана, а также лица, не являющиеся гражданами нашей страны, внесшие большой вклад в укрепление межгосударственного сотрудничества, мира и дружбы между народами.

Кроме того, в отдельных случаях его обладателями могут стать предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, творческие коллективы и воинские подразделения, а также административно-территориальные единицы республики. Орден «Амир Темур» представляет собой восьмиконечную звезду с двухгранными лучами. В его центре изображена величественная фигура Сахибкирана, восседающего на коне.

Также следует обратить внимание на надпись вокруг изображения: «Сила в справедливости». Этот принцип заложен в основу и современной внутренней и внешней политики нашего государства. Орден будет оставаться для нас источником силы в достижении благородных целей, символом свободы, выражения уважения и почтения к выдающимсяпредкам. Заслуги Амира Темура достойно оценивают не только жители нашей республики, но и весь просвещенный мир, отмечающий в эти дни его 680-летний юбилей. Жизнь и деятельность одной из величайших личностей в истории человечества, «Спасителя Европы», как его называют в ряде европейских летописей, привлекают внимание все больше исследователей, деятелей искусства и культуры за пределами Узбекистана.

В более чем 50 странах мира ведут исследования ученые-темуроведы. О Сахибкиране издано более 900 работ на европейских, более тысячи – на восточных языках. В архивах и библиотеках Венеции, Испании, Франции, Великобритании хранятся письменные сведения о дипломатической переписке выдающегося государственного деятеля и его преемников со многими странами мира. Таким образом, бесценное наследие Амира Темура является источником силы и энергии мужественного, трудолюбивого узбекского народа для построения государства с великим будущим. Ярким тому подтверждением являются осуществляемые реформы по возвеличиванию человека, соблюдению принципов справедливости во всех сферах и их весомые результаты.

Меню

 

 

 
© www.shelkowiyput.ru
Все права защищены.
2015 Россия. г. Смоленск